В Советском районе семь часов обсуждали правки в Генплан

Слушания по внесению изменений в Генеральный план Новосибирска прошли в ДК «Академия» 6 февраля. Среди обсуждаемых вопросов – будущее Восточного обхода, строительство в пойме Ельцовки, расселение ветхого и аварийного жилья, этажность вновь возводимых зданий.

Несмотря на то, что мероприятие началось утром рабочего дня, зал ДК «Академия» был полон – собрались активные жители из Советского и Первомайского районов, депутаты, общественники. О важности слушаний свидетельствовало присутствие заместителя мэра Новосибирска, руководителя департамента архитектуры и строительства Алексея Кондратьева. Он рассказал, что необходимость корректировки генплана возникла еще в 2018 году – в Новосибирске активно развивалось жилищное строительство, при этом отставал ввод социальных объектов. «Большое внимание уделено сохранению зеленых зон Новосибирска, объем зеленых зон в городе составляет 29% от городской территории. При этом распределены они неравномерно, одной из задач было зафиксировать все зеленые уголки», – отметил вице-мэр.

Был запланирован следующий регламент слушаний: сначала о проекте изменений должен был рассказать главный архитектор Института градостроительного планирования Алексей Нестеркин, затем каждый из пяти экспертов объяснял свою позицию по поступившим предложениям, в свою очередь, жители могли задавать экспертам вопросы, а по завершении слушаний выступить сами. В число экспертов вошли: доцент кафедры архитектуры НГУАДИ Сергей Ганжа, заведующий кафедрой архитектуры НГУАДИ Григорий Ерохин, начальник отдела территориального планирования Министерства строительства Новосибирской области Сергей Новокшонов, кандидат биологических наук Светлана Гижицкая, главный инженер проектного центра МУП «УЗПТС» Татьяна Сычева.

Что планировалось

Главным транспортным объектом, с которым связывается развитие Первомайского и Советского районов, Алексей Нестеркин назвал Восточный обход, проектирование и строительство 3-й и 4-й очереди в южном направлении. «Восточный обход от Академгородка до Первомайского района максимально приближен к территории города, частично заходит на территорию Первомайского района, он может частично использоваться для дублирования Бердского шоссе», – отметил он. Кроме того, для удобства выезда жителей микрорайона «Березовый» и улицы Твардовского на Бердское шоссе планируется строительство развязки в районе Матвеевки, а улицу Одоевского будут продлевать до предполагаемого Восточного обхода, «после ввода первой очереди» последнего.

В Советском районе приоритетными объектами в транспортной сфере являются организация развязки на пересечении Бердского шоссе и проспекта Строителей, кольцевое движение на пересечении проспекта Лаврентьева, проспекта Строителей и улицы Кутателадзе, «для того, чтобы развязать этот перекресток», продление улицы Кутателадзе по направлению ликвидируемый железнодорожных путей до дороги Кольцово-Академгородок – по словам Алексея Нестеркина, это позволит «отводить транспорт, который идет со стороны Кольцово на Бердское шоссе, минуя жилые микрорайоны как Верхней, так и Нижней зоны». Пересечение Бульвара молодежи и улицы Арбузова планируется сделать пешеходным.

Муниципалитет планирует развивать транспортно-пересадочные узлы, соединяющие разные виды транспорта, чтобы пассажиру электрички было удобно сесть на автобус. Алексей Нестеркин назвал такие ТПУ, как «Иня-Восточная», «Матвеевка», «Нижняя Ельцовка», «Сеятель», «Университет». Говоря о Нижней Ельцовке, он отметил, что изначально предполагался перенос остановочной платформы ближе к многоэтажным домам, но после многочисленных обращений жителей микрорайона было принято решение – сохранить прежнее место с благоустройством последнего.

Территория Нижней Ельцовки западнее Бердского шоссе (кроме некоторых прилегающих к трассе районов) остается в зоне индивидуальной жилой застройки – частный сектор тревожить не будут. В проекте генерального плана предусматривалось, впрочем, внесение поймы Ельцовки и территории бывшего пионерлагеря «Юный медик» в зону индивидуальной жилой застройки – Алексей Нестеркин подчеркнул, что ввиду большого количества предложений, вопрос остается дискуссионным. Отвечая на вопросы жителей, он рассказал о судьбе леса между мероприятиями «Нижняя Ельцовка» и «Щ», он ответил, что «в связи с тем, что Нижнеельцовский мост и Южный обход предполагается отнести за расчетный период (рассмотреть возможность после 2030 года, но не исключить), территория остается рекреационной зоной». Проект соединения улиц Иванова и Экваторной также в ближайшие 10 лет рассматриваться не будет.

Но такая позиция не смогла полностью устроить жителей Нижней Ельцовки. Так, жительницу дома № 3 по улице Лесосечная Светлану Абдрашитову возмутила «белая полоса» на генеральном плане – транспортный коридор через частный сектор микрорайона. Она также подняла проблему возможного появления 17-этажного здания во дворе их дома. Алексей Кондратьев рассказал, что мэрия направила обращение в адрес государственной компании «ДОМ.РФ» (которой принадлежит, кстати, земля в пойме Ельцовки) с предложением рассматривать все участки, принадлежащие компании, в качестве зеленых зон.

 – Участок в 20 метров от одного дома до другого стал частной собственностью – что хотим, то и делаем. Но наши дворы – это наша собственность, и как нам быть? Наши права будут ущемляться, – добавила еще одна жительница этого дома, Елена Кузьменко.

По данному вопросу вице-мэр пообещал, что вопрос перейдет «в ручное регулирование».

Будущее Восточного обхода также вызвало у жителей немало вопросов. «Нам говорили, что он поэтапно строится, чтобы исключить прохождение большегрузных автомобилей через жилую зону. А сейчас мы увидели конец первого этапа в районе выхода на трассу Кольцово-Академгородок – и все, до 2030 года. Получается, что весь большегруз в таком случае покатится в Академгородок, займет всю жилую зону. Выезд из Академгородка запланирован на неизвестно когда», – высказали свои опасения участники слушаний.

Но, по словам Алексея Нестеркина, предполагается, что первый этап Восточного обхода будет сдан в 2023 году, а в 2030-м году проект будет завершен полностью. Что касается конкретных сроков относительно планируемых объектов в Советском районе, то они появятся после утверждения генплана в целом.

 – Сброс трафика с Восточного обхода – это тотальное зло для жителей Академгородка. Понятно, что какие-то деньги осваиваются, отчеты пишутся, но то, как это делается, не в какие ворота не лезет. Надо сначала достроить его в полном объеме, и только потом делать какие-то соединения – пусть это будет долго, но чтобы не было вреда жителям. Спасибо, что избавили жителей Бульвара Молодежи и Арбузова хотя бы до 2030 года от сброса с Восточного обхода. Но также неплохо было бы учесть интересы жителей Демакова и соседних микрорайонов – иначе они выйдут на улицы. Такое ощущение, что нам навязывают – как бы сделать плохо, способом «А» или способом «Б», – эти слова жителя Бульвара молодежи Олега Лякина были встречены аплодисментами.

Позиция экспертов.

Задача экспертов – обработать все предложения, которые поступили в оргкомитет слушаний от жителей и общественных организаций и сделать по ним вывод. Первой выступала Светлана Гижицкая, осветившая вопросы развития зеленых территорий. По ее подсчетам, только от Советского района были поданы предложения по 70 земельным участкам. Ее позиция – увеличивать существующие зеленые зоны, в частности, проявилась в том, что она поддержала возможность включения в рекреационную зону территорию бывшего рынка в микрорайоне «Щ» – при строительстве на асфальтовом участке культурного объекта. Кроме того, она высказалась за перевод в рекреационную зону участков в пойме Ельцовки и бывшей территории «Юного медика» – как находящихся внутри лесного массива. Напомним, ранее жители Нижней Ельцовки и редакция «Нового Советского» направляли предложения в поддержку перезонирования.

Впрочем, уже следующий эксперт, Григорий Ерохин, поддерживая перезонирование «Юного медика», выступил в поддержку застройки поймы, мотивируя это тем, что это «вторая очередь строительства микрорайона». В то же время он выступил в поддержку появления на том же участке спортивного объекта, что вызвало негативную реакцию жителей Нижней Ельцовки, справедливо спрашивающих – кому он будет нужен посреди леса? «Чем больше спортивных объектов – тем лучше», – ответил эксперт.

Сергей Новокшонов, комментируя предложения по пойме Ельцовки, подчеркнул, что федеральная структура «ДОМ.РФ» еще не приняла окончательного решения по этим участкам – поэтому он предложил отклонить удаление жилой зоны на этом участке и, более того, предусмотреть размещение там социальных объектов. Как и Светлана Гижицкая, он выступил за появление на «асфальтовой территории» пустыря на Демакова культурного объекта, а «зеленые» участки предложил присоединить к скверу, уменьшив общественно-деловую зону. По просьбе общественности эксперт также прокомментировал проблему кладбищ:

 – Предусмотрена достаточно большая территория для кладбища в Барышевском сельсовете – 80 гектаров. На ближайшее время, чтобы не было коллапса в сложной теме похоронного дела, мэрией Новосибирска было принято решение о выделении 5 гектаров кладбищу в Советском районе, на остальной территории захоронений не происходит. По мере эксплуатации кладбища, у него сокращается санитарная зона от того количества захоронений, которые производятся. Когда кладбище превращается в мемориальное, неактивное, у него санитарная зона пропадает вообще. Участок, который предполагается под интенсивное захоронение – он небольшой, обладает санитарно-защитной зоной не более 300 метров.

Выступление Татьяны Сычевой было посвящено предложениям в генплан, связанным с транспортными сетями. Предложение редакции «Нового Советского» об отмене выделения транспортного коридора по частному сектору Нижней Ельцовки, которое бы закрывало формальную возможность транзита через микрорайон, было рекомендовано к отклонению – «это еще не решение, это резервная территория, когда начнется строительство, никто не будет просто брать и сносить жилой фонд». Другой аргумент в пользу резервирования – чтобы эта территория не была застроена.

Кроме того, она остановилась на предложении жителей Нижней Ельцовки об исключении из концепции транспортного развития города Южного обхода навсегда. «Вопрос о целесообразности строительства данных дорог отнесен за расчетный срок Генплана, за 2030-й год. После строительства Юго-Западного транзита может быть определен какой-то эффект – надо или не надо», – отметила Татьяна Сычева.

Завершавший выступление блока экспертов Сергей Ганжа поддержал предложения, высказанные группой граждан и газетой «Новый Советский» относительно запрета жилого строительства в пойме Ельцовки. «Существующие рекреационные территории нельзя перегружать. Принимаю предложение жителей», – отметил эксперт.

Глас народа

После выступлений экспертов право высказаться получили участники слушаний (впрочем, при сильно поредевшем зале), которые уже обозначали более глобальные проблемы Генплана. Так, одной из тем стала нехватка социальных, культурных и спортивных объектов в микрорайонах Академгородка. «Доступ к социальной инфраструктуре для некоторых микрорайонов ограничен. Одни могут в шаговой доступности все получить, другим приходится ехать куда-то», – отмечал представитель партии «Родина» в Советском районе Игорь Языковский.

Представитель ТОС «Малая Родина» Василиса Мальцева высказалась столь же резко, напомнив о проекте «Наукополис». «Мы наблюдаем, как развивается этот проект, в ущерб нашим интересам. Нас определили под каток транспортного «слива», замаскированного соединением улицы Кутателадзе с Восточным обходом», – отметила она.

Руководитель движения «Против транзита через Нижнюю Ельцовку» Оксана Бабенко вновь подняла тему застройки поймы Ельцовки. Она отметила, что природные условия не позволяют вести строительство в этой – экспертиза, проведенная еще в 1970-е годы, показала, что там обнаружены геологические разломы. Кроме того, генплан не учитывает потребности жителей микрорайона в культурной сфере. «Только школа на ограниченное количество мест, при том, что застройка, по мнению ряда экспертов, планируется тотальная, и детский садик. Генплан фактически обрекает нас жить на трассе – это подтвердили во всех планах», – подчеркнула общественница.

Итог

Все сказанное на слушаниях будет внесено в протокол, окончательный вариант генерального плана опубликуют на сайте мэрии Новосибирска до 5 марта. Окончательно генплан будет утвержден летом 2020 года.

4 комментариев на “В Советском районе семь часов обсуждали правки в Генплан”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *